Как мы добирались из Гоа до Непала

Готовиться к поездке мы начали за месяц до отправления. Был выбор, как добираться до Непала: добираться самолетами до Катманду, либо поездами и автобусами. Мы не раздумывая выбрали второй вариант, он бюджетнее, интереснее, пусть и теряет в комфорте и времени :) Читайте далее, как добраться до Непала.

Для начала мы перечитали кучу сайтов и форумов по этой теме. Самым полезными оказались сайты:

Так же, полезной окажется статья «Как мы добирались до Гоа«

Мы наметили такой маршрут:

На поезде Гоа-Дели  ->  на поезде Дели-Горакхпур  -> на автобусе Горакхпур-Соноли -> пешком до границы -> на автобусе от границы до Катманду, район Тамель

Возможен так же вариант Дели-Катманду на Deluxe bus, билеты наверняка можно взять в Pahar Ganj. Цену и штампово-визовые нюансы необходимо узнавать в агентстве.

Чтобы определиться с поездами, мы искали удобные варианты на индийском сайте железных дорог http://www.indianrail.gov.in/dont_Know_Station_Code.html

Там же смотрели наличие туристических квот (Foreign tourist quota) на нужные нам поезда на том же сайте индийских жд. Если собираетесь передвигаться по Индии на поезде, обязательно смотрите наличие туристических квот и требуйте оных в кассах, иначе получите билеты с Waitlist — листом ожидания, что не гарантирует наличия места в желаемом поезде. Об индийских поездах мы писали в статье «Полезная информация о Гоа«

Самым удобным вариантом оказались следующие поезда: 12779 Goa Express (Vasco-Nizamuddin) и 12554 Vaishali express (New Delhi — Gorakhpur). Nizamuddin и New Delhi — это два жд-вокзала в городе Дели, как добраться с одного до другого, изложено дальше в этой статье.

По графику выходило так: на поезде Goa Express мы выезжали с вокзала Vasco в воскресенье в 15:10, приезжали в Дели во вторник в 6 утра, в этот же день Vaishali express отправлялся из Дели в 19:50 и прибывал в среду в Горакхпур в  9:00. Учитывая, что индийские поезда имеют свойство опаздывать — это очень удобное стыковочное время.

Определившись с поездами, мы поехали за билетами в столицу Южного Гоа — город Маргао. Мы думали, что только там можно взять билеты по турквоте, а оказалось все совсем не так. Отстояв час в очереди на вокзале Маргао, мы получили отказ и указание ехать в город Васко (Vasco da Gama) , что мы и сделали. Жд-вокзал в Васко найти просто: большое желтое здание слева по главное улице — карты Google и местные жители вам в помощь :)

В Васко мы действительно получили желаемые билеты на оба поезда без проблем, взяли класс 3АС — на двоих вышло 100$ за все. Знакомый таксист сказал, что турквоту можно взять и на вокзале Тивим (на севере Гоа), что мы и проверим в следующий раз.

Поезд 12779 Goa Express свое название не оправдал — опоздал на 4 часа, хорошо, что у нас стыковочное время — 11 часов, поэтому мы особо и не расстроились, а даже обрадовались, что меньше ждать следующего поезда. Единственное, что нам понравилось в этом поезде — это то, что он проезжает мимо огромного водопада Дудх Сагар в Гоа. Наблюдали его из окна купе  (там где по 3 полочки).

По прибытию в Дели нам нужно было добраться с вокзала H.nizamuddin до вокзала New Delhi

Как добраться с Nizamuddin до New Delhi:

Можно добраться на такси или на тук-туке, либо на велорикше до ближайшей станции метро, а оттуда до станции New Delhi. Кроме метро, цена для белых сильно варьируется, так что необходимо сильно торговаться.

Мы сделали очень просто. Вышли с вокзала Низамуддин, следовали по указателям до Bus Stand, на что затратили 5 минут + 5 минут на поиски необходимого автобуса.  Там есть автобусы, которые ходят непосредственно до New Delhi Railway Station. Номера автобусов 166 и 181. Может есть и другие, мы доехали на номере 166  за 15 рупий на человека. В делийском автобусе своя система оплаты: на пассажирском сидении около средних дверей сидит кондуктор, вокруг которого куча индусов. К нему нужно подойти, назвать свою станцию и отдать деньги. Вся процедура делается сугубо по-индийски: встал без очереди, сказал остановку, протянул деньги и ждешь когда кондуктор обратит свой взор на тебя, при необходимости процедура повторяется.  Мы также попросили, чтобы он объявил нам станцию, что он заблаговременно и сделал.

Автобус ехал полчаса и  остановился как раз через дорогу от ворот вокзала New Delhi, рядом с Pahar Ganj — туристическим местом в Дели с кучей гостиниц, агентств, торговых лавок и ресторанчиков.

В 19:50 по графику отправился поезд до Горакхпура. Мы поразились, как много людей едет вместе с нами на этом же поезде, в General Class за час до прибытия поезда уже была огромная очередь. General Class — самый дешевый вид вагонов, места распределяются по правилу кто успел, тот и сел, не зависимо от возраста и пола, а также не зависимо от того является ли место сидением или багажной полкой. Мимо нас проезжали вагоны General Class — они больше напоминали битком набитый  автобус в час пик.

В поезде как всегда познакомились с индусами. Как всегда поговорили за Россию и Индию. Они научили нас одной хитрости: если по вагону ходят работники поезда и кричат «ЧАЙ-ЧАЙ!», а очень хочется кофе, то этот кофе нужно просто потребовать у персон, раздающих чай. У них в карманах припрятано несколько пакетиков кофе, просто чайный напиток больше популярен у индийцев, нежели кофейный, поэтому кофе и не во всех поездах объявляют.  Индусы угостили нас кофе, а мы их российскими конфетами «Мечта», иногда полезно таскать с собой какую-нибудь отечественную мелочь типа конфет или монет или брелков — всегда есть чем отблагодарить местных жителей.

Так же с нами в купе сидел непалец, который рассказал нам немного о Непале, интересных местах и ценах, мы вместе с ними выходили на станции Горакхпур. Кстати, в поезде станции не объявляют, поэтому попросите у индийцев, с кем едете вместе  о поддержке в этом вопросе. Как правило, никто не отказывает белым путешественникам.

Поезд опоздал на 40 минут. Вместе с непальцем мы вышли в Горакхпуре, следующий пункт назначения — Sonauli (Соноли) — граница с Непалом. Непалец нас провел до автобуса. Мы шли в следующем направлении: Вышли из здания вокзала и направились направо, расталкивая таксистов, предлагавших доехать до Соноли за 150 рупий с человека. Мы вышли на стоянку авторикш и машин, дальше была проезжая часть, параллельная вокзалу. Там стояло два автобуса. Проверили их — спросили у водителя, идет ли до Соноли, получили отрицательный ответ и отправились дальше по дороге в сторону памятника: всадника на коне. Около памятника с криками «Соноли! Соноли!» к нам подбежал индус и нагло проводил к автобусу, все произошло быстро, что мы даже не успели попрощаться с непальцем.  Автобус оказался обычным local bus. Мы сложили рюкзак в багажное отделение, отдали по 80 рупий за билет до Соноли и сели ждать отъезда. Автобус отправился в 10:15. В том же автобусе мы познакомились с еще одним индусом, который тоже ехал до Катманду.

В Соноли мы прибыли во втором часу дня. Автобус не успел остановится, а к нему уже подъехало с десяток велорикш. Мы решили добираться пешком — всего лишь 500 метров по одной улице. В Соноли заблудиться невозможно — это приграничное поселение, состоящее из одной улицы, ведущей прямо к границе с Непалом.  При переходе границы нужно на индийской стороне поставить штамп. Для этого держитесь правой стороны и в метрах 50 от границы  будет справа  контора INDIAN IMMIGRATION в красно-белых тонах. Там нужно заполнить анкету и отдать паспорт. Персонал дружелюбно ответит на все вопросы касательно анкеты и виз. Там за минуту ставят штамп и можно двигаться дальше. Никаких денег за это не берут.

Спокойно переходите границу, опять же держась правой стороны. Справа будет здание IMMIGRATION OFFICE — там дают две анкеты, простые в заполнении. Нужно: фотография, паспорт и баксы. 25$ — виза на 15 дней, 40$ — виза на 30 дней, 100$ — виза на 3 месяца. Фотографию принимают без особых ограничений в размере, лишь бы была как на документы.

Анкеты так же просто заполняется, персонал дружелюбно отвечает на все вопросы. За 5 минут клеят визу и все — мы официально в Непале! На границе разницы с Индией особо не почувтсвовалось, чуть больше непальцев, другая валюта, атмосфера та же. Удивили джипы — советские уазики с переделанным кузовом, но с сохраненной оригинальной эмблемой уральского автозавода.

Теперь мы уже не в Соноли, а в Белахии — это уже непальское приграничное поселение состоящее из все той же одной улицы.  Нам  осталось взять автобус до Катманду. Непалец из поезда и индус из автобуса посоветовали брать на вечернее время, чтобы быть в столице утром — автобус идет часов 10-12.

На границе есть доска, на которой написано, что до Катманду 253 км и не сразу становится ясным, как 253 км можно ехать 12 часов на автобусе, который меньше 60 км/ч гнать не будет . За такое же время мы ездили на local bus из Дели до Дарамсалы 650 км и так же по горным дорогам. Дальше в статье описано разъяснение этой ситуации.

Наши путешествие в Дарамсалу изложено в статье «Как мы добирались до Дарамсалы.«  Дальше в статье описано разъяснение этой ситуации.

Времени два часа дня, мы решили покушать.  Сперва поменяли деньги. На границе  будьте внимательны: там много контор по обмену валюты, в одной конторе нам предлагали 1$ = 75 непальских рупий, в других давали 83 и 84 рупия. В тех же конторах спокойно меняются индийские рупии на непальские.

Так же будьте внимательны: вы уже в Непале, все цены в рупиях — в непальских рупиях. Рассчитывайтесь только ими.

Для перекуса мы выбрали место Aakash hotel — в 100 метрах от границы всё с той же правой стороны. Цены на еду средние индийские — за 6$ на двоих мы сытно перекусили, да еще и в закрытом прохладном помещении. В этом же здании есть контора BADAL TOURS, там мы взяли автобус до Катманду на 6 вечера. Рассчитались с ними индийскими рупиями — 380 рупий с человека. В конторе мы встретили того самого индуса, с которым познакомились в автобусе до Соноли. Взяли соседние с ним места.

Кстати в этой же конторе мы спокойно оставили рюкзак — пока ходили по Белахии, никто к нему не притронулся. Так же там нам дали бесплатный вай-фай, и потом договорились за нас с водителем, чтобы рюкзак с вещами положить в багажное отделение, а не на крышу. Очень приятное место с приятными людьми. Мы в комфорте скоротали 4 часа и сели в автобус.

Автобус оказался новеньким локал басом — это автобус индийского производства,  возящий преимущественно местное население по популярным маршрутам. Основная задача локал баса — довезти, все остальное не имеет значения, поэтому любителям комфорта и тех, кого укачивает, рекомендуем несколько раз подумать о том, каким способом передвигаться по Непалу.

Итак, как выглядел локал бас изнутри: сидения с мягкой сидушкой и спинкой. Спинка регулировалась (прерогатива не всех локал басов), но регулировалась она металлическим вентилем под сидушкой, который позволял себя крутить не на всех местах. Нам как раз достались такие с неподвижными вентилями. Спинки кресел мягкие с одной стороны, с другой стороны — пластмассовая поверхность с резинкой-держалкой для бутылки воды. Держалка для воды — удобно, пластмассовая поверхность — неудобно для коленок и головы, если на нее их складывать. Подлокотник деревянный фиксированный. Имеются полки над сидениями для ручной клади. Окна открываются легко, если нужно. чтобы они не открывались во время тряски — есть фиксаторы (опять-таки прерогатива не всех локал басов).  Над окнами зачем-то приделаны никак не регулируемые вентиляторы, сверху над сидениями, как в самолете или комфортабельных европейских автобусах, расположены лампочки и продувалки, которые почему-то никак не работали.

В 6 часов автобус тронулся, заполненный на четверть. Водитель включил индийскую музыку, которая распространялась по всему автобусу из одной колонки. Колонка находилась на местах 5/6, как раз рядом с нами — это не значит, что колонки в локал басах  располагаются только на этих местах — все зависит от автобуса и предпочтений владельца автобуса.  По пути водитель останавливался около каждого человека на  обочине, выбегал кондуктор, разговаривал, на что тратилось в среднем минуты 2-5, затем кондуктор забегал обратно один или с пассажирами. Иногда кондуктор помогал затащить багаж на крышу. После Белахии через 15 минут автобус остановила непальская таможня. Она досматривала багаж: между Индией и Непалом запрещены нелегальные товарно-денежные отношения -  поэтому таможня разбирается с теми, кто везет подозрительно крупные партии одинаковых товаров.  Наш рюкзак таможня не тронула.

Автобус наполнялся, индийская музыка пела над нашими ушами, вокруг галдели индийцы, периодически кричали их дети. Трясло. С улицы периодически несло чем-то пахучим и вонючим.

Стемнело, водитель включил в салоне свет и светодиоды, обрамляющие лик Саи Бабы — помимо разнообразных звуков, запахов, салон наполнился синим и красным миганием. Вся симфония продолжалась до первой остановки около забегаловки. Стояли минут 15. Разговорились с индусом, его звали Шанкар, поговорили о России, Индии, Непале, он рассказал о своей жизни, мы о своей.

Дальше, по ходу пути пытались уснуть — периодически это удавалось. Мы меняли позы, но все они были неудобными. Были еще остановки минут по 30. На часах шел десятый час, мы где-то остановились. В автобус вбежал молодой индиец с  ведром, чипсами и криками: «Пани, Алу чипс, Куркуре! Пани, Алу чипс, Куркуре!» — вода, картофельные чипсы и снек, похожий на читос. Никто у него ничего не взял, он молча ушел. Через минуты 3 забегают пацаны лет по 10-13 с точно таким же ассортиментом и с теми же самыми криками. Никто у них, естественно, ничего не взял. Такая же ситуация повторилась раз 6, единственное, что различалось — это люди, которые все это дело предлагали и кричали. Настя сказала, что кукуруза была бы кстати в этом нелепом однообразии. Далее, таких остановок с такими же ситуациями  было еще 2. На одной даже предлагали жареную кукурузу, но она уже была вообще не кстати — очень хотелось спать.

В половину первого ночи автобус сделал остановку около местной забегаловки, водитель и кондуктор ушли питаться и о чем-то болтать с персоналом забегаловки. Автобус стоял 2,5 часа. Все это время водитель и кондуктор питались и общались, а мы спали — это были блаженные 2,5 часа без тряски, индийской музыки. Правда, где-то галдели  индусы и периодически ревел ребенок.

В 3 часа ночи зашел кондуктор и водитель, он включил свет, светодиоды, обрамляющие лик Саи Бабы, и врубил индийские песни, заполнившие храпевшее пространство салона автобуса. Кондуктор на полу салона постелил себе картонки и плед — там и уснул.

Остаток пути мы провели, пытаясь уснуть, меняя позы, под звуки все тех же песен. Шанкар сказал, что нам лучше выйти на остановке, название которой произносится как  »каланкИ» — ближайшая остановка от Тамеля. В шесть утра объявили остановку, попрощались с Шанкаром, он пригласил к себе в гости в Дели.

Так автобус за 12 часов проехал 253 км. Если не готовы к таким условиям, то можете взять автобус Дели-Катманду, по словам агентств — это комфортабельный  Deluxe bus, 40 часов в пути. Стоимость будет конечно же выше, чем на поезде 3АС +  локал басы, зато комфортнее.

В КаланкИ мы взяли такси за 300 рупий до отеля King’s Land Hotel.  Заблаговременно переписали адрес и телефон отеля, что оказалось очень кстати для таксиста — так он смог его найти.

В отеле мы взяли двухместную комнату за 400 непальских рупий, с горячим душем. В отеле бесплатный вай-фай. Будьте готовы к тому, что электричество в Непале включают и выключают по расписанию.

Реклама на сайте:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс
Добавляйтесь в друзья!
This entry was posted in Непал, Путешествия and tagged , , , . Bookmark the permalink.